Сообщение admin » Ср ноя 07, 2018 8:18 pm
Содержание
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДУХОВНОСТИ
ДУХОВНОСТЬ И РЕЛИГИЯ
ТРИ СТОЛПА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ - отношения, ценности и осмысленная цель жизни. Как они вызывают стресс.
Мы не люди, идущие духовным путём.
Мы, скорее духи, идущие человеческим путём.
Джин ШИНОДА БОЛЕН
Когда последний пассажир занял свое место, стюард попросил всех задвинуть вещи под кресла, стоящие впереди, и самолет отделился от ворот. Тишину прервал голос капитана, объявившего, что наш самолет стоял вторым в очереди на взлет; после этого самолет, наконец, покатился вперед и мы взлетели. Спустя сорок пять минут, к кабине капитана пробежала стюардесса, ее лицо при всем желании нельзя было назвать спокойным. Какая суета продолжалась несколько минут! Мы сидели на своих местах, ожидая решения Судьбы. Голос капитана снова нарушил тишину:
«Кажется, дымит один из двигателей», — объяснил он. Женщина через ряд от меня ахнула.
«Вроде, ничего серьезного, — продолжил капитан ровным, властным голосом, — но, на всякий случай, мы все-таки совершим аварийную посадку».
Не нужно было быть телепатом, чтобы прочитать мысли пассажиров, когда самолёт быстро снижался над полями в самом сердце страны. На лицах был написан страх. В окно были видны пожарные машины. Самолет приземлился благополучно. Но несмотря на благополучную посадку, планы людей были нарушены, и счастливы они от этого не были.
То, что могло стать катастрофой, вскоре превратилось в воспоминание. В семь часов вечера все совершали свой перелет, и жизнь продолжилась.
Никакая метафора не описывает точнее человеческий опыт, чем метафора пути или путешествия. Когда мы пытаемся выразить свою духовную природу, эта аналогия резонирует между нашим сознанием и сердцем, поскольку в каждом из нас есть желание достичь пункта назначения — не важно насколько он велик или скромен.
Самолеты и машины — очевидные средства перемещения физического тела, но то, что поддержало развитие человеческой души — чистый дух духовности: достичь нашего высшего потенциала с открытым сердцем.
Человеческое путешествие раскрывает полный спектр различных опытов: ухабистую дорогу, чистое синее небо, живописные виды, моменты жуткой турбулентности, незапланированные остановки и часто неблагополучные приземления. Однако пункт назначения путешествия под названием Жизнь нельзя измерить в километрах, так же, как успех нельзя сопоставить с материальным богатством. Развитие души определяется исключительно способностью любить.
Люди, пережившие опыт клинической смерти, напоминают нам, что важнейший урок в жизни — расширять способность любить, учиться отдавать и получать безусловно.
Это может быть и непросто, но это возможно.
Наша жизнь — это цепь событий, связанных между собой посредством духа каждого вдоха и каждого удара сердца. Некоторые обстоятельства могут казаться нам более важными, чем другие, потому что обозначают изменения в развитии нашего существования: женитьба, рождение ребенка, развод, смерть, обряды инициации — вехи в каждой жизни. В действительности каждый аспект жизни имеет значение, даже если мы его и не понимаем.
Человеческая духовность не просто отражает динамичные пиковые опыты, хотя они составляют наиболее памятные события в жизни. Духовность в той же мере тонкая материя, в какой динамичная, возможно, даже в большей степени. Моменты борьбы, конфликта, скуки и напряжения также предлагают их духовные перспективы. Оглядываясь назад, главная мысль становится понятна. Это, когда мы говорим себе: «О, вот почему это случилось!».
Факторы стресса, возникающие, словно темные тучи над головой, обычно, как выясняется, имеют серебряную подкладку. Как говорится в одном гавайском выражении: «Без дождя, нет Радуги». Писатель XVIII века (имени не помню) выразил мысль об облаках таким образом:
О, испуганные святые, наберитесь мужества;
Тучи, которых вы так страшитесь,
Исполнены милости и прольют
На ваши головы ливни благословений.
Для того, чтобы отправиться в путешествие, нужно представлять путь и направление.
Человеческое путешествие под названием Жизнь — не исключение, хотя наше видение может быть ограничено. Слова и фразы, как бинокли, используемые неправильно, могут исказить видение. Это часто случается, когда описывается духовная природа человечества. Лучшие попытки выразить человеческую духовность были потеряны при переводе; мы ошибочно принимаем карту за территорию, которую она представляет.
В своих попытках прояснить загадку жизни и повернуть перспективу человеческого путешествия правильной стороной, теолог Пьер Теильярд дс Шарден однажды объяснил: «Мы — не люди, получающие духовный опыт. Мы — души, получающие человеческий опыт». Аналитик, последователь Юнга Джин Шинода Болен сказал о том же, но несколько по-другому: «Мы — духи, идущие человеческим путем».
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДУХОВНОСТИ
Как описать неописуемое? Было бы справедливо сказать, что тема человеческой духовности была самой востребованной для дискуссий со времен античности. По, несмотря на сотни и тысячи слов, используемых для описания этого понятия, человеческая духовность — явление, для которого ни одно определение не кажется вполне достаточным. В действительности в нашем языке не достаточно слов, которые позволили бы описать это непередаваемое понятие. В тот момент, когда мы заключаем суть духа в границы слов, мы остаемся, хоть и с запертой, но все же пустой клеткой в руках.
Определение отделяет одно от всего остального в той мере, которая необходима для понимания концепта. Однако, духовность, по природе своей понятие всеохватное, включающее в себя, а не исключающее. Она охватывает такое множество явлений и понятий, что исключение чего-либо лишает нас возможности осознать в полной мере его подлинное значение. Исключить (даже ненамеренно) какой-либо из аспектов было бы большой ошибкой.
Духовность вневременна. Она не знает границ. Она не связана ни с одним объединением, континентом или религией. Духовность - как вечная философия, вневременная мудрость, не связанная религией, политикой или эго. В соответствии со своей природой, духовность всеохватна, несмотря на наши попытки описать ее иначе.
Во многих культурах слово «дух» означает дыхание — то, что наполняет нашу физическую оболочку с первым вдохом при рождении. Дышать значит быть вдохновленным дыханием Бога. Евреи называют дыхание гиак, само звучание этого слова таково, что произнося его, вы можете почувствовать дуновение ветра на своих губах. В восточной культуре считается, что ргапауата или дыхание от диафрагмы имеет духовную суть, усиливающую физический покой, соединяя тело и сознание в нечто единое. Это происходит, когда ваше дыхание находится в согласии с универсальной энергией. Подобным образом, греки использовали слово рпеита или пневма для обозначения духа и психеи в описании человеческой души. Слово «психология» сейчас в основном ассоциируется с изучением человеческого поведения. Однако психология дает меньше, чем признание духовного измерения без слов. Томас Мор сформулировал это лучше всего: «Психология немного сделала для развития души».
Конечно, человеческий дух включает такие грани как высшее сознание, понимание трансцендентности, вера в собственные силы, самореализация, любовь, вера, сострадание, просвещение, творческое начало, чувство общности и множество других факторов. Однако ни один из них в отдельности не дает представления о существе человеческой духовности. Даже вместе эти слова едва касаются поверхности. Поскольку понятие духовности непередаваемо, все, что нам остается — это описывать его посредством аналогии, сравнения или метафоры. Вспомните тот момент, когда вы ясно осознали свою связь с Богом. Возможно, это случилось тогда, когда вы столкнулись в лесу с косулей. Возможно, тогда, когда вы впервые взяли на руки своего ребенка. Или, может быть, когда вы праздновали что-то с друзьями. Этот опыт не описать словами. Пытаясь выразить наши мысли и чувства, мы перебираем слова, но ничего не выходит. Поэтому мы используем сравнения: «Это было словно...», «Я, будто...», «Было похоже на...» и так далее. Такова природа человеческой духовности.
Это не значит, что мы должны оставить попытки объяснить этот неотъемлемый аспект состояния «человеческой бытийности». Последствия могут быть страшными. Понимая это, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) попыталась включить духовное измерение в карту здоровья. Хотя это определение может показаться недостаточным, нельзя отрицать его значение. ВОЗ определяет человеческую духовность как нечто, «находящееся в полном согласии с воспринимаемым и невоспринимаемым окружением». Прежде всего, духовность познается в опыте, и заменить личный опыт невозможно.
ДУХОВНОСТЬ И РЕЛИГИЯ
Несколько лет назад было интервью с дирижером симфонического оркестра. Речь шла о том, что такое классическое произведение. Он сказал, что музыка — это универсальный язык, понятный на каком-то уровне всем: «Музыка имеет духовную сущность. Когда мы слушаем музыку, мы подслушиваем мысли Бога». То, что он сказал после этого, привлекло внимание: «Необходимо понимать разницу между духовностью и религией. Духовность соединяет, религия разделяет».
Когда вы слышите верную мысль, вы, можно сказать, физически ощущаете, что она верна; она отзывается в каждой клетке вашего тела!
Иногда определение того, чем что-то не является, само по себе становится объяснением. Например, человеческая духовность — это не религия, и не практика религии. Все религии основаны на определенной догме, то есть своде правил для жизни, соответствующих идеологии человеческого духа. Есть общепринятое мнение, что активная практика какой-либо религии укрепляет духовность и подводит человека ближе к Богу. Это главная цель любой религии. В целом они эффективны. Но относительно недавно несколько специалистов в области гуманистической психологии заметили (я тоже с этим сталкивалась многократно), что религия часто препятствует росту человеческого духа. Религия может служить путем, но также может стать и препятствием из-за ограничивающих убеждений.
Учитывая этот факт, некоторые из бихевиеристов (Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) – направление в психологии, изучающее поведение человека как объективный феномен психики. Основоположником бихевиоризма стал американский психолог Джон Уотсон («Психология с точки зрения бихевиориста», 1913 г.), его сподвижниками были Уильям Хантер и Карл Спенсер Лешли – Уотсон разработал схему, в соответствии с которой поведение человека и животного можно объяснить посредством стимула и последующей реакции. Поскольку стимул и реакцию можно измерить, то, согласно воззрениям Уотсона, это делает возможным предсказывать поведение любого организма.) заметили, что у людей может вырабатываться привыкание к религии как к средству обоснования своего существования. По той же причине экстремальные практики, такие как длительные медитации, считаются нездоровыми, если исключают другие важнейшие стороны жизни человека. Религия, безусловно, может способствовать духовному развитию человека; они хорошо сочетаются. Но также человек может быть высоко духовным, но не религиозным, и также крайне религиозным, но плохо понимать свою собственную духовность.
У меня есть друг в духовенстве, который говорит об этом так: «У Бога много такого, чего нет у церкви, и у церкви много того, чего не может предложить Бог».
Недавно один из участников семинара поделился со мной сходным мнением: «Религия — для тех, кто пытается избежать ада, духовность — для тех, кто уже побывал там». Супер!
Пользуясь метафорическим языком, я описываю духовность как воду, свободно текущую повсюду. Вода, как и дух, может принимать различные формы и присутствовать везде. Религии подобны емкостям с водой; они имеют различную форму и размеры. Но воде для существования не нужны емкости, чтобы осознать понятие духовности, вам нужно почувствовать ее в себе, и, вряд ли интерпретации двух разных людей будут одинаковыми. Хотя духовность и религия — различные, но связанные между собой понятия, невозможно отделить понятие духовности от Божественного аспекта Вселенной.
Мы живем в удивительное время. Никогда еще информация не была доступна столь многим людям одновременно. Мы получили беспрецедентную свободу усваивать Великую Мудрость всего мира. Для сравнения, всего несколько веков назад подавляющее большинство людей на Земле не умело читать. Информация разжевывалась и складывалась им в рот, и контроль над доступностью информации был огромен. Теперь, когда фрагменты космического пазла, представляющие различные культуры, религии и типы обществ — особенно те из них, что высвечивают различные аспекты вневременной мудрости — складываются воедино, мы видим, что существуют общие факторы, препятствующие росту духа. Духовность объединяет, религии же разделяют. В наше время ясно: пора забыть о наших различиях и стать одним народом.
Мы должны забыть о том, что нас разделяет, и учиться жить и работать вместе. Сегодня в мире наблюдается множество тревожных сигналов, говорящих нам о необходимости расширять сознание. Ответы на глобальные вопросы, касательно таких же глобальных проблем заключаются не в разделении, а в единении.
ДУХ И ДУША
Божественная жизненная сила пронизывает каждый самый маленький фрагмент Вселенной. Дух одушевляет материю и вдохновляет мечты человечества. Обладающие даром целители и мудрецы говорят о том, что Дух представляет собой энергию, но было бы наивно думать, что Дух — это крошечные частицы мистического света, беспорядочно летающие в Космосе. Существует Божественный порядок для всего сущего, даже если нам иногда кажется, что это хаос. Дух существует, несмотря на неверие и скептицизм людей. Он радостно присутствует в тех, кто его сознает, и никогда не покидает тех, кто в нем сомневается.
Часть нас, наша Божественная сущность универсальна по своей природе. Другая часть нас уникальна, и это — то, что мы называем душой. Согласно древним мифам и легендам, Источник или Творец распространился во все четыре стороны света, отправившись в путешествие под названием человеческая Жизнь. Он должен однажды вернуться и рассказать о значении этих опытов. Подобно дневнику, хранящему воспоминания о путешествии, наш жизненный опыт вплетен в ткань нашей души. Жизненный дух всегда поддерживает нашу связь с Источником, который есть Бог; эта связь не может быть прервана, несмотря на все иллюзии. Мудрость духа и души стара, как мир, и лучше всего описывается как симбиоз. Дух питает душу. Душа укрепляет дух.
Бог — Источник, Творец, Великая тайна — всемогущ и всеведущ. Однако при взгляде с большего расстояния я в этом сомневаюсь. Всеведущего Бога было бы невозможно застать врасплох, он бы не действовал спонтанно и неразумно. Всеведущий Бог был бы скучен. Любой человек, пытавшийся понять логику действий Бога, его мысли, вынужден признать, что в Божественном устройстве Вселенной нет места спонтанности, неожиданностям и азарту. Вневременная мудрость говорит нам о том, что мы — руки, глаза и уши Бога.
Исследуя человеческую душу, мы передаем свой опыт обратно в коллективный источник, намного больший, чем индивидуальное человеческое сознание, так что Бог может познавать себя всеми возможными способами. Древняя поговорка напоминает нам о том, что только смелые души ступают на дорогу человеческой жизни, поскольку земное существование окутано пеленой иллюзии. Только смелая душа, отправившаяся в благородное путешествие, решается приподнять пелену иллюзий. И это всегда вызывает стресс.
С этой точки зрения, что такое стресс?
• Стресс — это напряжение, существующее между свободной волей и Волей Божественной.
• Стресс — это напряжение между эго и душой.
• Стресс — это следствие решения исследовать неисследованные территории.
• Стресс — это сопротивление жизни в настоящем моменте.
• Стресс — это забвение (или невнимание) потребности применять силу духа посредством любви в то время, когда она больше всего нужна.
• Стресс дает наибольшие возможности для роста души.
Всякий раз, когда возникает стрессовая ситуация, мы получаем возможность исследовать и развить одну или несколько из следующих атрибутов пейзажа человеческой души (так мы осуществляем цель жизни):
• отношения с самим собой;
• отношения с Богом, как бы мы ни понимали Бога;
• отношения с другими людьми;
• нашу система ценностей.
Землю часто сравнивают с классной комнатой, где выполняются задания и проводятся внеплановые контрольные работы. Многие полагают, что на высшем уровне сознания мы выбираем эти уроки, чтобы проверить смелость наших душ. Вне зависимости от того, как выбираются события, задание остается прежним: пролить свет туда, где сгустилась темнота, преодолеть страх любовью.
Шекспир однажды сказал, что весь мир — театр, и люди в нем актеры. Истинно то, что мы все равны в нашей божественности, несмотря на то, какие роли исполняем, но уникальны в своей человечности; наши тела — это только костюмы, в которых мы разыгрываем драму жизни. Те люди в нашей жизни, с которыми у нас сложнее всего складываются отношения, величайшие актеры на земной сцене и наши важнейшие учителя.
Философ Калил Гибран однажды сказал: «Я учился молчанию у болтливого, терпению — у нетерпеливого и доброте — у недоброго. Я не могу быть неблагодарным этим учителям».
Мы должны напоминать себе, что не следует принимать костюм за истинное лицо, и не должны забывать, что каждый опыт — эго урок и возможность практики в искусстве Безусловной Любви.
ТРИ СТОЛПА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ
Вслушайтесь в слова шаманов, мудрецов, целителей и мистиков, и вы услышите, что их объединяет одна мысль относительно сущности человеческой духовности: отношения, ценности и осмысленная цель жизни. Это три столпа человеческой духовности, они проникают во все аспекты человеческой жизни. Они также являются источником любого стресса, проблемы и дилеммы, с которыми мы сталкиваемся в нашем путешествии под названием Жизнь. Посвятите пару минут составлению списка факторов, вызывающих у вас стресс в настоящее время, и вы увидите, что все они относятся к одной из этих категорий, возможно, ко всем трем одновременно: отношения, ценности и осмысленная цель в жизни. Давайте разберем их подробнее.
ОТНОШЕНИЯ
Всякие отношения двусторонни:
отношения внутренние — это наши отношения с самим собой и нашим высшим «Я», отношения внешние — это отношения со всем и всеми остальными.
Хорошо ли вы себя знаете?
Доверяете ли вы себе?
Часто ли вы находите время для того, чтобы заглянуть себе в душу?
Каковы ваши отношения с вашим высшим «Я»?
Ответы на эти вопросы образуют базу для понимания наших внутренних отношений. Друзья, семья, коллеги, соседи, ровесники, все знакомые и незнакомые нам люди, относятся к категории внешних отношений, но мудрые эзотерики напоминают нам, что мы также поддерживаем священные отношения с воздухом, которым дышим, водой, которую пьем, землей, по которой ходим, и другими земными существами. Вся жизнь — это отношения. Стресс часто возникает в отношениях и между различными категориями отношении, когда эго входят в противоречия, и встает вопрос о власти и контроле.
ЦЕННОСТИ
Каковы ваши ценности?
Ответить на этот вопрос не просто, знаю. В основном люди не любят говорить о своих ценностях, пока не наступает какой-нибудь кризис. Ценности могут быть абстрактны по своей природе, но они отражают то, что мы считаем самым важным в своей жизни. Любовь, здоровье, неприкосновенность частной жизни, материальное благополучие, творческие самовыражение и досуг — все это ценности. Они представляют то, что мы считаем важнейшими аспектами в своей жизни.
Стресс часто возникает, когда эти ценности, подобно тектоническим плитам Земли, входят в противоречие. В терминах духовности это называется конфликтом ценностей. Чаще всего в противоречие входят свобода и ответственность, и этот конфликт ценностей знаком почти всем живущим на Земле.
ОСМЫСЛЕННАЯ ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ
Карьера. Семья. Образование. Домашние любимцы. Если вы размышляли о том, что есть краеугольный камень человеческой духовности, вы его нашли. Это осмысленная цель в жизни. «Почему я здесь?» и «Какова цель моей жизни?», — это, вероятно, глубочайшие вопросы, которые вы можете задать себе. Жизнь, освещенная целью, осуществляется в полной мере; однако, мудрецы напоминают нам, что в ходе жизни у нас будет множество целей и множество неудачных попыток их достичь.
Стресс часто возникает, когда исчезает цель жизни, создавая вакуум.
Иногда боль может быть просто непереносимой. Это может случиться, когда умирает ребенок, распадается брак, вы лишаетесь работы или происходит нечто подобное — любое событие, потрясающее основы вашей души. Но мы никогда не должны терять веру. Словами Герты Вайсман Кляйн, выжившей в нацистском концентрационном лагере, можно сказать: «Сдаться — это последнее решение временной проблемы».
После того, как вы усвоили эту вневременную мудрость, вы можете узнать о еще одном столпе человеческой духовности — Божественной тайне.
БОЖЕСТВЕННАЯ ТАЙНА
Вы умеете хранить секреты? У многих из нас в жизни были случаи мистического опыта. Проблема в том, что об это не принято говорить вслух, на публике, многие боятся, что их заклеймят как безумцев, и уведут люди в белых халатах. Я думаю, что если бы мы спокойно, ничего не опасаясь, рассказывали о таких опытах в нашей жизни, мы бы жили в другом мире. Возможно, в лучшем мире. Вот почему нам легко с единомышленниками.
Религии не любят мистические опыты. Они делают все возможное, чтобы опровергнуть их.
Почему? Потому что они не могут это контролировать. Ангелы, чудеса, поразительная синхронность событий, плачущие статуи Девы Марии, целебная вода и явления святых — наиболее частые мистические опыты, но отнюдь не все. Наука тоже не принимает мистические опыты, потому что они низводят научные достижения (внезапные исцеления — ключевой пример). Наука объяснила очень многое (в голову приходит северное сияние), но всегда останутся явления, неподвластные ей. И их просто нужно принять с благодарностью.
Не обязательно уметь парить в воздухе или ходить по воде, чтобы быть мистиком. Вам нужно только верить в чудесное — это единственное условие. И это требует дисциплины и практики, но награды того стоят.
Примеров можно привести много.
Словами одного из величайших умов всех времен Альберта Эйнштейна: «Прекраснейшая и глубочайшая эмоция, которую нам дано испытать — это чувство мистического. Это источник любого подлинно научного знания».
Часто говорят, что четвертый столп человеческой духовности остается невидимым для тех, кто не осознает динамику первых трех. Тем не менее, быть мистиком не значит, что вам будет легче жить. Наоборот, существовать в двух мирах одновременно может быть очень не просто, но очень познавательно и очень интересно!:)